Появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также распитие алкогольной и спиртосодержащий продукции

Подростки распивают алкогольНа 1 января 2009 года в Москве на учете в ПДН состоят 11 457 несовершеннолетних, из них 4 608 – за появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также за распитие алкогольной и спиртосодержащий продукции, потребление наркотических и психотропных веществ. По сравнению с прошлым годом число таких несовершеннолетних увеличилось более чем на тысячу человек. Особенно тревожным является то, что число девочек увеличилось более чем на 500 человек и составляет свыше 1 500.

Пути решения проблемы противодействия употреблению несовершеннолетними алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ все чаще обсуждаются на различных уровнях власти, но, согласно статистическим данным, сложившаяся ситуация с каждым годом только усугубляется.

Как отмечает Вероника Готлиб – нарколог центра реабилитации «Квартал» (город Москва), «тенденции к снижению числа юных алкоголиков и токсикоманов в стране не наблюдается. Более того, снижается возраст, с которого несовершеннолетние начинают пробовать запретные вещества: дети нюхают клей и бензин с семи-восьми лет, а возраст ребят, кто впервые попробовал спиртное, достигает даже пяти лет. Причем это не только дети из неблагополучных семей, но даже из вполне состоятельных».

Данные опроса школьников города Москвы об употреблении алкогольной продукции свидетельствуют, что только 7,2% опрошенных ни разу в жизни не употребляли алкогольной продукции.

Эти факты подтверждают и официальные данные. По состоянию на 1 января 2009 года, по данным ГУВД по городу Москве, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел состоят 11 457 несовершеннолетних, из них 4 608 – за появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также за распитие алкогольной и спиртосодержащий продукции, потребление наркотических и психотропных веществ. По сравнению с прошлым годом число таких несовершеннолетних увеличилось более чем на тысячу человек. Особенно тревожным является то, что число девочек – будущих матерей увеличилось более чем на 500 человек и составляет свыше 1 500.

Сравнительный анализ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав показывает, что практически в каждом районе число подростков, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, с каждым годом увеличивается. Например, по данным муниципалитета «Донской» число указанных фактов по сравнению с 2006 годом увеличилось на 27%, а количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, по сравнению с 2007 годом выросло на 11%.

По данным ГУВД по городу Москве, в 2008 году выявлены и доставлены в отделы внутренних дел за употребление спиртных напитков 14 094 несовершеннолетних, при этом на 5,4 % снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения (со 112 до 106).

Вместе с тем, по данным Управления Судебного департамента в городе Москве, в 2008 году осуждены 160 несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, что значительно меньше, чем в 2007 го ду (291 чел.). При этом 24 несовершеннолетних в 2008 году были осуждены за угон транспортных средств без цели хищения.

Данные цифры свидетельствуют о том, что вследствие алкогольного опьянения несовершеннолетние совершают необдуманные поступки, зачастую являющиеся уголовными преступлениями, которые они не совершили бы, находясь в трезвом состоянии. Анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, к сожалению, показывает, что 51% от общего числа указанных преступлений – это тяжкие преступления.

Одной из причин алкоголизации несовершеннолетних является вовлечение детей в употребление спиртных напитков со стороны взрослых.

Во многих семьях родители уверены, что поступают правильно, когда предлагают попробовать своим несовершеннолетним детям в возрасте от 14 до 18 лет немного алкогольной продукции за семейным ужином или обедом. При этом родители не учитывают тот факт, что распитие спиртных напитков может понравиться несовершеннолетнему и в дальнейшем он будет искать ту компанию, в которой сможет это себе позволить. Многие родители не предполагают, что за подобные действия они могут быть привлечены к административной ответственности.

Так, за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ к административной ответственности, по данным ГУВД по городу Москве, привлечено 19 родителей и 5 846 иных лиц, что на тысячу больше, чем в 2007 году. Следовательно, как минимум такое же число несовершеннолетних употребляли алкоголь или одурманивающие вещества в результате сознательной деятельности взрослых, и это в лучшем случае.

Статьей 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации («Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ») предусмотрено, что лица, вовлекающие несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере всего от 100 до 300 рублей, за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ – от 500 до 1000 рублей. Представляется, что санкция, предусмотренная законодателем за указанное правонарушение, несоизмеримо мала по сравнению с возможными последствиями от общественного вреда, причиненного данным проступком. В связи с этим необходимо ужесточение санкций, предусмотренных статьей 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В настоящее время законопроект «О внесении изменений в статью 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации», находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ,и надеюсь, в скором времени будет принят.

Несмотря на всевозможные усилия органов внутренних дел, количество случаев продажи алкоголя несовершеннолетним по сравнению с 2007 годом не только не уменьшилось, но и увеличилось.

По данным ГУВД по городу Москве, за нарушение правил продажи алкогольной продукции в 2008 году на работников торговли составлено 1 215 протоколов в связи с продажей такой продукции несовершеннолетним (в 2007 году — 902).

В результате акции «Не спаивайте наших детей!», проводимой четвертый год общественным движением «Солнечный круг» совместно с ГУВД по городу Москве и Роспотребнадзором, за 2008 год было выявлено 72 случая продажи алкоголя несовершеннолетним в 302 проверенных магазинах.

В районе Перово пиво реализовывалось несовершеннолетним в таких крупных торговых точках, как ЗАО ТД «Перекресток» и ОАО «Седьмой континент». При этом виновные лица привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей каждый.

По данным Управления Судебного департамента в городе Москве, в 2008 году по статье 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе») были подвергнуты наказанию 147 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 160 физических лиц, при этом в основном с них взимался штраф.

Следует отметить, что размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц за правонарушения, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не может являться побуждающим фактором для пресечения совершения указанных правонарушений в дальнейшем. В данном случае целесообразно ужесточение санкции за указанные правонарушения путем увеличения размера налагаемого штрафа.

Однако работники торговли не всегда сознательно осуществляют продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, так как во многих случаях не могут по внешнему виду определить возраст гражданина, пытающегося приобрести алкогольную продукцию. В законодательстве некоторых стран существует практика, при которой при покупке алкогольной продукции требуется предъявление паспорта. В российском законодательстве не отражено, что в случае сомнения в возрасте гражданина, желающего приобрести алкогольную или табачную продукцию, продавец имеет право потребовать предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего возраст гражданина. Закрепление такой нормы могло бы способствовать решению указанной проблемы.

Кроме того, по сравнению с 2007 годом осталась неизменной ситуация с практикой аннулирования лицензий на продажу алкогольной продукции по факту продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Решение о направлении в суд заявлений об аннулировании лицензии Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы принимает по материалам, предоставленным органами внутренних дел, так как полномочиями по установлению фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним он не обладает.

В 2008 году по материалам, поступившим из органов внутренних дел, Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы в отношении всего лишь 18 организаций приняты решения о направлении в суд заявлений об аннулировании лицензий. Арбитражным судом города Москвы было удовлетворено только 6 заявлений. Основная часть заявлений об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции оставляется судом без удовлетворения чаще всего в связи с тем, что сотрудниками органов внутренних дел были неправильно составлены документы, например, не точно указан адрес организации, наименование организации, должностное лицо, совершившее правонарушение.

Статистические данные свидетельствуют об отсутствии действенного взаимодействия между Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и органами внутренних дел, о неаккуратной работе сотрудников органов внутренних дел, которым необходимо уделять особое внимание составлению документов, являющихся доказательствами в ходе судебного заседания. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы следует более тщательно осуществлять контроль за соблюдением организациями условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции на территории города Москвы. В частности, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы имеет право направлять запросы в органы исполнительной власти в целях получения материалов и информации, необходимых для осуществления возложенных на него функций, но, судя по приведенным выше цифрам, не реализует в полной мере возложенные на него права и обязанности.

В конце 2007 года в постановление Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1069-ПП «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской, Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции» были внесены изменения, запрещающие выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в интернет-магазинах. Это является важным шагом в деле контроля за оборотом алкогольной продукции и исключает возможность продажи алкогольной продукции несовершеннолетним через Интернет.

В 2008 году Управлением государственного и лицензионного контроля оборота алкогольной продукции Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в ходе контрольных мероприятий выявлено 73 факта розничной продажи алкогольной продукции на объектах, находящихся на территориях, прилегающих к детским и образовательным организациям.

Одной из причин столь большого числа детей, подверженных влиянию алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, является недостаток нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту нравственности и здоровья несовершеннолетних граждан Российской Федерации.

Многие психологи отмечают, что немаловажную роль в пропаганде употребления алкогольной продукции и наркотических средств играют средства массовой информации. Во многих фильмах, телесериалах зачастую показывается, как взрослые употребляют алкогольную продукцию или наркотические средства и психотропные вещества, при этом указанные фильмы транслируют в то время, когда телевизор смотрит наибольшая аудитория. По мнению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, трансляция подобных теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов действительно может являться косвенной пропагандой немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. В результате у несовершеннолетних складывается позитивный облик человека (героя фильма), употребляющего алкогольную продукцию и наркотические средства.

14.05.2009

Реклама
Запись опубликована в рубрике ПДН, КДН, постановка на учет с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s